Моя планета

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Моя планета»

 

Направленность

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, нравственно-эстетических и научно-практических норм отношения к природе на основе приобретенных базовых знаний в области экологии.

Задачи:

  1. 1.формировать основы экологических знаний, знаний о природных явлениях и объектах окружающей среды;
  2. 2.развивать  познавательную активность, наблюдательность, творческие способности, мышление, память, способность к сотрудничеству,  навыков проектной и исследовательской деятельности;
  3. 3.воспитывать навыки бережного отношения к природе.

Отличительные особенности

 

программы состоит в изучении вопросов экологически целесообразной деятельности, позволяющей наиболее эффективно использовать природные условия и ресурсы, проведении практических работ, при которых вырабатываются умения и навыки, позволяющие внести реальный вклад в сбережение природы Красноярского края.  

Краткое описание программы

 

Известно, что обучающимся младшего школьного возраста свойственна особая любопытность, желание узнать и изучить окружающий мир, и, прежде всего мир природы, поэтому программы естественнонаучной направленности были и остаются актуальными. Кроме того, важно показать взаимосвязи, свойственные живой и неживой природе, возможность влияния человека на события в мире природы и,  таким образом, развивать логику мышления.

По мнению составителя программы,  современному  образованию нужны два подхода восприятия действительности: один - через научные факты, знаковую систему, другой – через чувства, эмоции, художественные образы.   Такой интегрированный подход будет способствовать становлению гармонично развитой личности ребенка, он  особенно актуален для системы экологического воспитания.            

Возраст детей

 

8  - 11 лет

Сроки реализации

 

2 года

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый, коллективные, групповые, работы в парах и индивидуальные занятия.

Из методов обучения предпочтение будет отдаваться тем, которые носят развивающий характер: беседа, решение ситуационных задач и кроссвордов, наблюдение  за живыми объектами, развивающие игры, экскурсия, составление опорных конспектов, ролевое инсценирование, выполнение проектных, исследовательских и творческих работ.

Программа реализуется через клубную форму работы (клуб «Юннатик»).

Режим занятий: в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 настоящая программа предполагает занятия 1 раза в неделю по 2 часа (2 часа в неделю). Продолжительность занятий 45 минут по 2 занятия, между учебными часами перерыв по 15 минут. Численность группы 10 – 8 человек.

Ожидаемые результаты

 

1 год обучения

направлено на овладение основами экологических знаний, знаний о природных явлениях и объектах окружающей среды, включение детей в проведение простых опытов, наблюдений, эспериментов в лабораторных и природных условиях, разработку экологических проектов, формирование умений работы с информационными источниками. Биологическое и экологическое наполнение  программы представлено отдельными блоками, элементами «Экологической мозаики», которые не жестко связаны между собой. Эта особенность программы позволяет новому  ребёнку, проявляющему интерес и имеющему базовые знания в области природоведения, характерные для своего возраста, вступать в объединение  в любое время.

 

2 год обучения

предметное содержание программы  постепенно усложняется.  Программа рассматривает проблемы экологии и охраны природы более углубленно. Необходимо отметить, что при реализации программы второго года обучения будут использоваться проектные и исследовательские методы, что позволит школьникам в дальнейшем продолжить обучение в других объединениях естественнонаучной направленности.

Формы подведения итогов реализации

 

Тестирование, викторины, самостоятельные работы, выполнение и защита исследовательских проектов, наблюдение, представление работ, творческие работы обучающихся, ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.

Перечень реализуемых общеобразовательных программ

№ п/п

Название дополнительной образовательной программы

Тип программы

Уровень реализации

Направленность программы

Разработчик программы

Возраст учащихся

Период обучения по программе

Детское объединение, в котором реализуется ДОП

1.

«Экологическая азбука

Модифицированная

Дошкольного образования

Эколого-биологическая

Кононова О. С.

5 – 7 лет

1 год

Клуб «Юннатик»

2.

«Исследователи природы»

Модифицированная

Начального общего образования

Эколого-биологическая

Матвеенко А. В.

8 – 11 лет

2 года

Клуб «Планета», клуб «Юннатик», клуб «Улыбка», клуб «Миллион друзей»

3.

«Основы флористического дизайна»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Капустина – Богданова Ю. А.

9 – 12 лет

1 год

Студия «Лотос»

4.

«Мой мир»

Модифицированная

Начального общего образования

Эколого-биологическая

Солодухина С. Н.

8 – 11 лет

2 года

Кружок «Мой мир»

5.

«Декоративное цветоводство»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Машковская Л. П.

10 – 14 лет

2 года

Клуб «Улыбка»

6.

«Лаборатория водных экосистем»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Романова С. П.

10 – 14 лет

1 год

Клуб «Юннатик»

7.

«Экологический мониторинг»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Солодухина С. Н.

11 – 17 лет

3 года

ЭХЛ «ЮнЭк»

8.

«Этология животных»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Дурова А. Н.

10 – 14 лет

1 год

Клуб «Миллион друзей»

9.

«Эколого – социальное и ландшафтное проектирование»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Кононова О. С.

10 – 15 лет

2 года

Клуб «Улыбка»

10.

«Флористический дизайн»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Капустина – Богданова Ю. А.

13 – 17 лет

2 года

Студия «Лотос»

11.

«Ландшафтный дизайн и декоративное цветоводство»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Романова С. П.

15 – 17 лет

1 год

Студия «Мое пространство», студия «Лотос»

12.

«Ландшафтный дизайн»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Романова С. П.

15 – 17 лет

1 год

Студия «Мое пространство»

13.

«Школа лесной экологии»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Кононова О. С.

14 – 17 лет

1 год

Клуб «Юннатик», клуб «Планета», клуб «Миллион друзей»

14.

«Эколого – биологические исследования»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Матвеенко А. В.

13 – 17 лет

1 год

Клуб «Планета», ЭХЛ «ЮнЭк»

 

 

 

 

Этология животных

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Этология животных»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование основ познавательных и коммуникативных способностей детей среднего школьного возраста посредством включения их в проектную и учебно-исследовательскую деятельность по этологии животных.

 

Задачи:

формировать основы знаний по этологии животных;

формировать основы проектных и учебно-исследовательских умений и навыков через включение детей в природоохранную и исследовательскую деятельность;

развивать познавательные интересы, творческие и коммуникативные способности детей;

формировать у детей ответственное отношение к природе

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по экологии, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на формирование обучающимися проектных и исследовательских умений и навыков, формирование знаний по этологии животных. Именно общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный подход в  формировании ответственного отношения к природе в целом.

Краткое описание программы

 

Содержание программы дает ребенку основные фактические знания по особенностям биологии различных видов животных. Особое внимание обращается на поведенческие особенности животных, подчеркиваются сходные черты биологии и поведения человека и животных. Основное место отводится непосредственному контакту ребенка с животным. Обязательное ежедневное ведение индивидуальных дневников наблюдений развивает наблюдательность, умение формулировать свои мысли, анализировать поведение животного и результаты своих действий. Серьезное и ответственное отношение к животному становится нормой поведения.

Общение с животными в этом возрасте играет важную роль в поддержании у ребенка душевного спокойствия. В общении с животными он чувствует себя необходимым, самостоятельным, компетентным. Животное выступает в роли друга, советчика, партнера по деятельности и в то же время – младшего, опекаемого, нуждающегося в защите. Кроме того, нетерпимость и агрессивность детей значительно смягчаются, благодаря многократному упражнению в эмпатии по отношению к животным. Действительно, человек, который может представить себя на месте ежика или паучка, с большим пониманием отнесется к переживаниям представителя этого вида.

Познавательная, природоохранная, эколого-просветительская, исследовательская деятельность дают возможность испытать свои силы и в организаторской, и в педагогической деятельности (экскурсовод), и в научной среде.

Возраст детей

 

10-14 лет

 

Сроки реализации

 

1 год

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый

Формы  занятий: в программе предусмотрены формы и содержание занятий, соответствующие среднему школьному возрасту.

Структура отдельного занятия включает теоретическую и практическую части, заполнение дневников наблюдений, исследовательскую  и проектную работу.

Учащимся предоставляется специальное время для самостоятельной исследовательской работы, а также методический материал для проведения наблюдений, опытов и статистической обработки результатов. В зависимости от способностей, заинтересованности ребенка, он может оформить результат своей работы в виде отчета, реферата, собственного научного исследования или литературного творчества.

Режим занятий. В соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 настоящая программа предполагает занятия 2 раза в неделю по 2 часа

Ожидаемые результаты

 

Обучающиеся владеют основами знаний в области этологии животных (имеют систему экологических представлений о многообразии животного мира; владеют понятиями: классификация, царство, семейство, род, вид; знают о биологических особенностях разных видов животных, их поведении на разных этапах развития).

Обучающиеся могут организовать и проводить наблюдения за животными, фиксировать их результаты, умеют определять состояние животных по их поведению.

Обучающиеся владеют основами исследовательской деятельности, знают основные этапы, структуру исследовательской работы, умеют проводить исследования под руководством педагога, умеют составлять план исследования, работать с научно-популярной литературой и другими источниками информации, оформлять работу и представлять ее на конференциях разного уровня.

Обучающиеся владеют основами проектной деятельности, умеют разрабатывать и реализовывать проекты по природоохранной деятельности, умеют работать в группах, доносить информацию до других людей, владеют правилами взаимодействия с природой.

Формы подведения итогов реализации

 

Проверочная практическая работа, тестирование, наблюдение, ведение дневника наблюдений.

Защита учебно-исследовательских работ и проектов на научно-практических конференциях и конкурсах  разного уровня.

Разработка, защита и реализация природоохранных проектов.

Наблюдение, анкетирование, тестирование, участие детей в природоохранных мероприятиях разного уровня.

ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.

Эколого-социальное и ландшафтное проектирование

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Эколого – социальное и ландшафтное проектирование»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: обучение школьников основам природоохранной и эколого-просветительской деятельности средствами эколого-социального и ландшафтного проектирования на материале окружающей среды г. Дивногорска и Красноярского края.

 

Задачи:

  1. 1)обучать детей основам социальной экологии и ландшафтного дизайна, проектной деятельности и природосообразного поведения;
  2. 2)развивать у детей ощущение, восприятие, произвольные внимание и память, мышление, воображение и связную речь; обогащать эмоциональный мир детей;
  3. 3)формировать у детей позитивную настроенность по отношению к окружающему миру, ответственность и трудолюбие, активную гражданскую позицию.

Отличительные особенности

 

Отличительная особенность программы состоит в том, что все обучающиеся вначале овладевают основами проектной деятельности, знакомятся с особенностями эколого - социального и ландшафтного проектирования, а затем выбирают  тему и тип будущего собственного проекта, углублённо изучают необходимые для этого области знания (например, экологическая  журналистика – для создания эколого-социального проекта школьной газеты; ландшафтный дизайн, ботаника и декоративное растениеводство – для создания ландшафтного проекта). Наличие двух вариативных направлений проектной деятельности в одной программе позволяет с её помощью удовлетворять образовательные потребности подростков с различным уровнем психофизического развития, разными жизненными принципами и т. д. Приоритет проектной деятельности педагога и обучающихся при реализации данной программы обусловливает её практический характер. Каждый проект предполагает исследование объекта преобразования, поэтому школьники учатся и приёмам работы с разными видами и источниками информации.

Краткое описание программы

 

Обучаясь по данной программе, подросток приобретает опыт совершенствования, а не кардинального изменения окружающей его среды, как собственными силами, так и в сотрудничестве с другими людьми, разделяющими его цели (при этом он учится и способам поиска таких людей, убеждения окружающих в целесообразности своей деятельности); школьник учится мыслить и действовать как созидатель, а не как разрушитель, достигать своих целей, не нарушая при этом прав и свобод окружающих, что необходимо для его будущей успешной профессиональной и др. деятельности в современных условиях.

Настоящая программа основана на педагогических идеях А. С. Макаренко и В. Н. Сороки-Россинского, высоко оценивавших воспитательный потенциал деятельности по благоустройству территории образовательного учреждения, а также сотрудничества различных образовательных учреждений, организаций и предприятий в деле совершенствования окружающей среды.

Возраст детей

 

10 -15 лет

 

Сроки реализации

 

2 года

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: наглядный, словесный, практический, частично – поисковый, проблемный

 

Формы  занятий: семинаров, экскурсий, круглых столов, практических и лабораторных работ, олимпиад и др.; используется групповая и индивидуальная работа.

 

Режим занятий: согласно СанПиН 2. 4. 4. 1251 – 03 – занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут по 2 занятия с перерывом в течение 15 минут;

Ожидаемые результаты

 

Знание обучающимися основных источников информации (периодических изданий и т. п.) для осуществления эколого-социального или ландшафтного проектирования, умение описывать их в своих работах (проектах)

Овладение обучающимися навыками обработки наглядной и словесной информации (ведения дневников наблюдений, составления различных конспектов, схем, записи интервью)

Дальнейшее овладение обучающимися навыками эколого-социального или ландшафтного проектирования. Умение учащихся представлять результаты своей работы публично, самостоятельно анализировать их.

Развитие у обучающихся ощущения, восприятия, памяти, мышления и др. высших психических процессов.

Формирование у обучающихся позитивной настроенности по отношению к окружающему миру, активной гражданской позиции.

Формы подведения итогов реализации

 

Письменная проверочная работа в форме олимпиады. Создание коллективных эколого-социальных/ ландшафтных проектов на материале г. Дивногорска.

Создание и реализация коллективных эколого-социальных/ ландшафтных проектов на материале г. Дивногорска.

Представление созданных эколого-социальных/ландшафтных проектов на различных конкурсах, конференциях, фестивалях – учрежденческих, муниципальных, краевых.

Представление созданных эколого-социальных/ландшафтных проектов на различных конкурсах, конференциях, фестивалях – учрежденческих, муниципальных, краевых.

Отзывы родителей, классных руководителей, воспитателей и др. педагогов об изменениях в поведении обучающихся за пределами ДЭБС.

Ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.

 

 

Эколого-биолгические исследования

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Эколого – биологические исследования»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование исследовательской компетентности у обучающихся среднего и старшего школьного возраста на материале природы, экологии и культуры родного края.

 

Задачи:

-формировать знания по основам экологии и биологии, исследовательской деятельности;

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, исследовательские способности и проектное мышление обучающихся; природосообразного поведения;

-формировать у обучающихся позитивной настроенности по отношению к окружающему миру, ответственности и трудолюбия, способности к самоанализу, а также начальных представлений о научной этике.

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по эколого-биологическому направлению, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на получение обучающимися исследовательских умений и навыков, углубление знаний по экологическому состоянию объектов живой и неживой природы.

Главным смыслом исследования в образовании есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности (образовательный эффект), а не только получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Краткое описание программы

 

Обучающиеся узнают о глобальных экологических проблемах, о структуре учебно  исследовательских работ, научатся правильно выбирать тему работы, определять цели и задачи, планировать и осуществлять исследование, оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями, публично защищать работу. В программу включены научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Содержание программы способствует повышению интереса к биологии и экологии, развитию внутренней мотивации учения. Содержание программы носит межпредметный характер, так как знакомит обучающихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (экология, биология, география).

Возраст детей

 

13 – 17 лет

Сроки реализации

 

1 год

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный

 

Формы  занятий: коллективные, групповые и индивидуальные занятия, экскурсии, ролевые игры, игры-путешествия, конкурсы, олимпиады, конференции, круглые столы, викторины,  лекции, семинары, деловые игры, практические работы, лабораторные работы, экскурсии.

 

Режим занятий: В соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251 – 03 занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 мин. по 2 занятия.

Ожидаемые результаты

 

Основные понятия  предметной области, используемой для проведения учебного исследования в окружающей среде

Алгоритм проведения исследования, основные этапы и виды учебно-исследовательской деятельности

Требования к оформлению учебно-исследовательской работы

Основные информационные источники и способы работы с информацией

Требования к представлению исследовательской работы способы обоснования и презентации результатов правила оформления исследовательской работы

Формы подведения итогов реализации

 

Мониторинг оценки теоретических и практических знаний проводится 1 раз в год (по итогам учебного года). Результат фиксируется в журнале учета работы детского объединения.

Творческий отчет.

Участие в конкурсах исследовательских работ и проектов, участие в научно-практических конференциях разного уровня. Результаты фиксируются в журнале.

В ходе курса учащимися будут выполнены работы на выбор обучающегося: исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно – исследовательская работа,  исследовательский проект. Итоговой формой контроля по программе предполагается выполнение исследовательской работы или проекта по выбранной теме и его публичная защита на учрежденческой научно – практической конференции.

 

 

Экологический мониторинг

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Экологический мониторинг»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: развитие интересов, интеллектуальных и творческих способностей подростков через включение в проектную и исследовательскую деятельность по изучению объектов окружающей среды.

Задачи:

-расширять и углублять экологические знания в области охраны окружающей среды.

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся.          

-развивать проектные и исследовательские компетенции.  -формировать творческое отношение к процессу познания, потребность в экологически грамотном поведении в повседневной жизни.

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по эколого-химическому направлению, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на формирование обучающимися проектных и исследовательских умений и навыков, углубление знаний по экологическому состоянию воздуха, воды, почвы и влиянию загрязнения окружающей среды на живые объекты.

Краткое описание программы

 

Обучающиеся овладевают  основами  экологических исследований объектов окружающей среды, выполняют  исследовательские и проектно-исследовательские работы по мониторингу объектов окружающей среды, знакомятся с  природоохранными профессиями. Программа позволяет углубить знания ребенка по экологическому состоянию воздуха, воды, почвы и влиянию загрязнения окружающей среды на живые объекты. Школьники узнают о глобальных экологических проблемах, о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними, узнают о ПДК загрязнителей атмосферы, воды, почвы, познакомятся с экологическим аудитом. В программу включены научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Содержание программы способствует повышению интереса к экологии, химии и развитию внутренней мотивации учения.

Возраст детей

 

11-17 лет

Сроки реализации

 

3 года

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый.

Формы  занятий: коллективные, групповые и индивидуальные занятия, экскурсии, ролевые игры, игры-путешествия, конкурсы, олимпиады, конференции, круглые столы, викторины,  лекции, семинары, деловые игры, практические работы, лабораторные работы, опыты, наблюдения, экскурсии.

Режим занятий. В соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251 – 03  занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 мин.  по 2 занятия

Ожидаемые результаты

 

Обучающиеся владеют методами исследования воздуха, воды, почв, растений:

  • •владеют спецтерминологией;
  • •знают токсиканты и аллергены в окружающей среде;
  • •антропогенные источники тяжелых металлов;
  • •стойкие органические загрязнители – пестициды, диоксины;
  • •знают способы очистки воды для питья, сточных вод.

Знают требования оформления исследовательских работ и критерии их оценки.

Представляют  доклады перед населением, на научно- практических конференциях разных уровней.

Обучающиеся формируют положительное отношение к природе

 Обучающиеся активно участвуют в природоохранных акциях

Формы подведения итогов реализации

 

Мониторинг оценки теоретических и практических знаний проводится 2 раза в год (по итогам 1-го полугодия и учебного года). Результат фиксируется в журнале учета работы детского объединения.

Мониторинг оценки личностного развития ребенка проводится 1 раз в год (в конце учебного года). Результат фиксируется в журнале учета работы детского объединения.

Творческий отчет проводится по итогам каждого  учебного года.

Участие в конкурсах исследовательских работ и проектов, участие в научно-практических конференциях разного уровня.

Ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.

Экологическая азбука

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Экологическая азбука»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней через изучение основ экологии на материале природы родного края и города.

 

Задачи:

1.формировать знания детей по основам экологии, природосообразного поведения через природоохранную деятельность, пропаганду экологических знаний, художественное творчество;

2.развивать у детей познавательные интересы и творческую активность;

3.формировать у детей навыки дружеских взаимоотношений, позитивную настроенность по отношению к окружающему миру, ответственность и трудолюбие.

Отличительные особенности

 

Отличительной особенностью данной программы состоит в том, что она разработана на основе идей М. Монтессори о высокой значимости образовательной среды для развития ребёнка. Образовательной средой становится сама природа, её проявления окружают ребёнка в учебном кабинете, уголке живой природы и т. д. В связи с этим нельзя переоценить значение экскурсий в уголок живой природы в ходе занятий, а также выходов детей за пределы учебного заведения. Опора на чувственное восприятие учебного материала, призванное активизировать внимание, мышление и память, а затем и речь обучающихся, также согласуется с идеями М. Монтессори.

Краткое описание программы

Работа по программе предусматривает теоретические и практические занятия на базе ОУ.

На занятиях обучающиеся знакомятся с объектами живой и неживой природы

Возраст детей

 

5-7 лет

Сроки реализации

 

1 год

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: наглядный, словесный, практический

 

Формы  занятий: беседа, практическая работа, экскурсия, ролевая игра, праздник, элементы театрализации (пантомима)

 

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу (для дошкольников учебный час составляет 30 минут) в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4. 1251-03.

Ожидаемые результаты

 

Обучающиеся знают основные понятия природоведения и экологии (природа живая и неживая; свойства живого; растения и животные; растения – травы, кустарники и деревья; животные – насекомые, рыбы, земноводные и т. д.; животные дикие и домашние; пищевые цепи в дикой природе; животные – хищники и травоядные; среды обитания живых организмов – почва, вода, воздух; экосистемы леса, луга, различных водоёмов; охрана природы; особо охраняемые природные территории).

Дети владеют навыками классификации живых организмов (различение растений и животных, растений различных жизненных форм, животных – насекомых, рыб и т.д.).

Обучающиеся могут применять знания в практической деятельности по уходу за домашними животными, комнатными растениями.

Обучающиеся могут применять знания и умения в природоохранной деятельности.

Обучающиеся самостоятельно проводят наблюдения за объектами природы, простые опыты и эксперименты, находят информацию.

Обучающиеся владеют правилами взаимодействия с природой.

Формы подведения итогов реализации

 

Итоги подводятся 2 раза в год:

- по окончании первого полугодия проводится промежуточный мониторинг знаний обучающихся;

- по окончании учебного года проводится итоговый мониторинг знаний обучающихся.

Мониторинг проводится в виде экологического турнира, олимпиады, тестирования в рисунках, викторины и т.д.

Ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.

 

 

Школа лесной экологии

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Школа лесной экологии»

 

Направленность

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование у подростков навыков рационального     природопользования через комплексное изучение леса на материале экологии  лесных массивов г. Дивногорска и их использования для нужд человека.

 

Задачи:

-         обучать детей основам экологии леса, лесоводственного исследования, планирования предпринимательской и иной деятельности по освоению и охране лесных ресурсов, эколого-социального и ландшафтного проектирования в рамках защиты лесов г. Дивногорска;

-         повысить активность и готовность участия молодежи в решении социально – экономических проблем территорий через эколого – просветительскую и природоохранную деятельность;

-         формировать у детей положительное отношение к профессиям лесной отрасли.

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по экологии, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на формирование обучающимися проектных и исследовательских умений и навыков, формирование знаний в области лесной экологии.

Краткое описание программы

 

Лес рассматривается в ней не только традиционно – как устойчивая экосистема, но и как природный ресурс экономического развития города, края и страны в целом. Кроме того, программа имеет практическую направленность – освоение каждого из её модулей завершается созданием продукта: плана учебно-исследовательского реферата или работы, проекта бизнес-плана предприятия лесной отрасли; проекта использования лесных массивов на территории г. Дивногорска, не подлежащих коммерческому освоению; проекта природоохранного мероприятия в области лесной экологии; проекта благоустройства зоны отдыха в лесных массивах, относящихся к территории г. Дивногорска. Углубление и осуществление планов и проектов, созданных в течение учебных сессий, составляет домашнее задание обучающихся.

Возраст детей

 

14 -17 лет

Сроки реализации

 

1 год

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, исследовательский

 

Формы  занятий: лекции, дискуссии, круглые столы, практические занятия, учебные экскурсии

 

Режим занятий: в соответствии с  СанПиН 2. 4. 4. 1251 - 03 продолжительность занятия 45 минут, в перерывах устраиваются   кофе и игровые паузы (15 минут)

Ожидаемые результаты

 

 

Обучающиеся знают основные понятия экологии леса (лес как экосистема, состав лесных насаждений – древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров, внеярусная растительность; характеристики древостоя – возраст, полнота и др.; формула состава лесного насаждения и правила её составления).

Обучающиеся знают основные понятия учебно-исследовательской деятельности (проблематика, актуальность, цель задачи объект и предмет учебно-исследовательской деятельности; виды учебных исследований – реферат, работа, проект и др.; специфические методы лесоводственного исследования – методы глазомерной таксации и др.)

Обучающиеся знают основные экологические проблемы в области сохранения и использования лесных ресурсов г. Дивногорска, Красноярского края.

Обучающиеся владеют  основными методами и приёмами лесоводственного исследования

Обучающиеся самостоятельно выполняют домашнее задание

Формы подведения итогов реализации

Презентация работы учебных групп в форме, предлагаемой основным педагогом – экспертом сессии, определение рейтинга каждой учебной группы (учебные группы соревнуются в течение всего года)