УТРЕННИК БЕЗ СТРЕССА. Музыкальный руководитель- Головина Т.Ю.

УТРЕННИК БЕЗ СТРЕССА.

Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей.
Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети –
Только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми
Они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания
Танца допускают те же ошибки, что и дети. Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонирования при пении,
исполнения партий в оркестре.
Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей.

Задачи стоящие на утреннике пере каждым ребёнком.

1 Музыкально-исполнительские:слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремяперестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.

2 Сценически-организационные:как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.

3 Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.

4 Коммуникативные:что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить своё возмущение, как быть внимательными вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.

5 Лично-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре.
Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребёнка,
но и обязан решать на утреннике ещё и свои «взрослые» задачи.

Задачи воспитателя при проведении утренника.

Музыкально-исполниельские:знать проблемные для детей места в песнях, танцах /перестроения/; использовать возможность продемонстрировать свои собственные способности / спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре/

Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную позицию на «сцене» рпи проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания
детям даются с использованием повелительной формы глаголов / /«встаньте», « пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли»,
«сели» — это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращённые к лично к себе.

Коммуникативные: общение взрослого со взрослым / взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями/; общение взрослого с ребёнком – умение видеть проблемы каждого ребёнка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок.
Надо признать, что проведение утренника – стресс ещё и для взрослого, особенно для того, кто был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыком выступлений перед зрителем. Наша задача – избежать стресса.

Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

1-этап: «воспитатель как ребёнок» /первые 4-5 недель подготовка к утреннику/. Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах и т. д. Цель: понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.

2-этап: « воспитатель как ведущий» /6-7-я неделя подготовки утренника/. Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решить организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

3-й этап: «воспитатель как актёр» /за неделю до утренника. Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар /чтобы праздничный материал не надоел детям/, работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух
Проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Если на всех трёх этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их разрешения, тогда утренник пройдёт без стресса как для детей, так и для воспитателей.

Подготовила музыкальный руководитель Головина Татьяна Юрьевна
Опубликовано ноябрь 2016 года

Информацияroot